воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Богема


 Что в первую очередь приходит вам в голову при слове "богема"? Уж явно что-то не связанной с нищетой и прозябанием. Но творческая интеллигенция конца 19 века зачастую знала о них не понаслышке. И именно о таких людях - художниках, писателях, музыкантах- повествует опера Джакомо Пуччини "Богема", которую давали в Московском академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко  в минувшие выходные.




Мне понравилась эта опера своей необычностью и натуральностью. В ней показаны люди такими, какие они есть: иногда малодушные и легкомысленные, иногда сострадающие, и, конечно, влюбляющиеся и переживающие. В этой опере нет зачастую присущих театральным постановкам широких жестов, благородных порывов души, жертвенности без оглядки на самое себя, не звучит тема рока, однако она остается живой и трогательной. "Богема" скорее не опера, а повесть о четырех нищих бедных друзьях-интеллигентах: поэте Рудольфе, художнике Марселе, философе Колене и музыканте Шонаре. Нужда – постоянная спутница их жизни, но они не падают духом, влюбляются и веселятся.  В опере 4 акта, которые объединяются попарно: в двух первых царит иллюзия счастья, в следующих происходит крушение этих иллюзий. 

 В первом акте показаны живые зарисовки повседневной жизни Париж. Первая половина акта проходит в комедийном ключе, и  в ней определяются образы героев. Вторая - лирическая, тонкая, как героиня Мими. И, несмотря на настойчивость ухаживаний Руфольфа, чувствуется его страх одним неловким движением разрушить хрупкий мир влюбленности.

Во втором акте чудесно обрисована беззаботная жизнь парижан, когда у тех звенят в карманах монеты. Празднуют Рождество - это единственная массовая сцена оперы, пестрящая многоцветием костюмов, безудержной веселостью и некоторой разнузданностью ярмарочных гуляний. Беспечность героев проявляется в трате дрязьями немногочисленных денег без оглядки на завтрашний день. Чудесна ария веселящейся Мими. И все действо пронизано парижской легкостью, доходящей до легкомыслия, а отголоски итальянских страстей (Пуччини все-таки итальянец)  появляются только в отношениях Мюзетты и Марселя.
 На фоне искристого второго акта начало третьего выглядит особенно мрачным. Мастерство подачи, конечно, поражает. Буквально в паре аккордов, в паре штрихов обрисовано тяжелое трудовое утро, а через него и вся нелегкая жизнь бедняков Парижа. В этом же действии раскрывается малодушие Рудольфа, который не только хочет бросить больную Мими, но и прикрывается ее якобы кокетством. Однако в сцене объяснения все маски срываются, и можно только поражаться трогательной нежности изъяснений. Мими очень проникновенно поет о своей любви и о решении расстаться до весны, чтобы с обновлением природы пришло и обновление чувств,  способное вытеснить страх смерти.
Четвертый акт - трагический финал и своеобразная реприза первого акта. Обстановка и действующие лица такие же, как в начале постановки. И опять присутствует сопоставление комедийного и лирического планов. Комедийная сцена в целом практически повторяет сцену первого акта, а лирическая совершенно другая: вместо радостно-нежной первой встречи грустное последнее прощание. Опера заканчивается. Мими уходит из жизни так же тихо и застенчиво, как впервые вошла в мансарду Рудоль­фа. Никто из дру­зей не замечает рокового момента. В этом акте в оркестре предельно тихо и нежно опять звучит колыбельная, которую когда-то напевал Рудольф в первом акте при встрече с Мими. Сцена смерти Мими – настоящее достижение Пуччини: острая, но не резкая, сильная, но без эффектных поз и фраз. Всё сдержанно и просто, но при этом невообразимо трогательно. Какая-то тихая светлая грусть в этой сцене. Развитие идет по линии постепенного угасания, только последние слова Мими «Ты любовь, ты жизни мне дороже» и сильная драматическая концовка с мощным оркестровым заключением на теме ариозо Мими отсылают к традиционным итальянским и русским операм. В конце, когда Рудольф осознает смерть возлюбленной, из-за кулис выпархивают белые голуби, пролетают через всю сцену, будто символизируя отлетевшую душу Мими. Вкупе с музыкой, предыдущими действиями и общей атмосферой это производит ошеломляющее впечатление - и на глаза навертываются слезы.


В этот раз я обошлась покупным платьем.  Давно хотела примерить на себя платье с открытой спиной, но все не решалась на пошив. А на Asos в период распродаж оно стоило неприлично дешево - и я решилась: "Не буду носить и не жалко, сил и денег на него потрачено много не будет".

Фотографии со сценами из операми взяты с сайта театра.

9 комментариев:

  1. Мария, как Вы нереально хороши в этом платье! Выглядите молодо, сексуально и свежо! Вот не хочу Вас обидеть ни в коем случае, но много Ваших ретро-нарядов приглушают Вашу красоту и молодость. Шейте что-то более современное, молодежное, у Вас еще будет время для "взрослых" нарядов. Удачи Вам во всем!
    С ув. Тамила

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамила, спасибо за комплименты! Самое интересное то, что именно такие платья, как это, являются для меня "взрослыми", а ретро-наряды, за исключением последнего изумрудного платья, наоборот весьма свежими и девичьими. Видимо, сколько людей, столько и мнений.

      Удалить
    2. да, очевидно меня сбило это изумрудное платье) просмотрела Ваши работы на фотофоруме Burda. Я поражена: все пошито аккуратно, ткани и фасоны подобраны тщательно, модели правильно преподнесены. Вы молодец) Отличный вкус! И конечно, на такой фигурке все будет смотреться шикарно))
      P.S. А такие "красные платья Asos" не будут лишними в гардеробе. ;)

      Удалить
  2. Маша, будь собой! И все . Это платье совсем не молодежное. Скорее для молодой женщины. Разные понятия, согласись?
    Платье красиво смотрится, к сожалению, те что мне там нравятся обычно короткие:) Как ощущения от спинки? Интересно, я так не носила никогда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, согласна с тобой по поводу этого платья. Вырез на спинке в носке ведет себя хорошо, но заставляет следить за осанкой. Во время действий в зале включали вытяжку - было зябко, а в антракте в самый раз. Вообще же платье необычное для меня во всех планах: и открытая спина, и сильное облегание, и тонкий трикотаж - всего этого сторонилась.

      Удалить
  3. Машенька...оно отличное!Вот после твоего поста пошла на Аsos и столько там идей интересных,но соглашусь с Еленой многие слишком короткие,твоё прям то,что нужно...жаль я себе не могу позволить такое облегание) Открытая спина очень красиво и да осанки требует,я своё платье с открытой спиной подарила жене одноклассника,надо про него пост сделать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо! Да, Asos мне тоже нравится и не только в плане покупок, но и идей.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Мария. Меня зовут Наталья. Очень нравится многое из того, что вы шьете - с удовольствием слежу за вашим творчеством на сайте Бурда. У вас есть свой стиль, - это редкость.
    Согласна с вами, что нужно с осторожностью относиться к облегающему тонкому трикотажу. Он мало кому подходит, предатель:) Причем сдает секреты всех - и складочки любительниц булочек, и косточки малоежек.
    Видела девушек, которым идет такой силуэт из такой ткани, - они профессионально занимаются бальными танцами.

    Спасибо за репортаж из театра. У вас интересный блог, красивый, с хорошей доброжелательной атмосферой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо за такой хороший отзыв моему блогу!

      Удалить